Печать
Категория: Информация

Адаптация – это приспособительная реакция организма к изменяющимся условиям, основанная на инстинкте самосохранения (избегания опасных, неблагоприятных ситуаций).

Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним-двумя малознакомыми взрослым, да еще и в незнакомой обстановке оказывается для ребенка той самой неблагоприятной ситуацией, провоцирующей стресс. Она переживается малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Длительный эмоциональный стресс ослабляет защитные силы организма, и ребенок может начать часто болеть.

Очень важно, чтобы переход в другую «реальность» был плавным, мягким, бестравматичным.

В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

Ознакомительный период должен быть обязательно. Малышу нужно познакомиться с воспитателями, которые в детском саду возьмут на себя заботу о нем. Лучше всего, если первый раз ребенка приведут на прогулку или в группу после приема детей. Такое посещение позволяет ребенку в спокойной обстановке познакомиться с воспитателями и со всеми новыми для него помещениями. Ребенок должен убедиться, что в детском саду безопасно и интересно.

Поэтому рекомендуется начинать посещение детского сада с небольшого времени, наблюдая за реакцией малыша и после решая вопрос о более длительном пребывании ребенка в детском саду

В ходе первой встречи необходимо добиться того, чтобы ребенок сам захотел прийти в детский сад. Если же малыш напуган и явно не хочет идти в детский сад, такие «пробные» встречи надо повторить несколько раз. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать и торопить, пусть он немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с ним и с воспитателем), рассмотреть игрушки, понаблюдать за другими детьми.

Если малыш в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе на 2 – 3 часа уже со второго-третьего дня. При этом не стоит затягивать данный этап, поскольку дети быстро понимают свое особое положение и начинают манипулировать родителями при помощи слез и истерик.

Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их сразу оставляют до вечера. При этом они оказываются свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей. Также у малыша может возникнуть страх, что его здесь бросили или забыли, особенно если раньше он от мамы или других близких слышал подобные угрозы. Нет нужды объяснять, как это сказывается на детском настроении.

Случается, что ребенок не плачет, но и не играет, он подавлен. Такое состояние должно беспокоить не меньше, чем плач или капризы. Родителям следует на первых порах сократить время пребывания детей в группе до минимума, а домашние условия приблизить к режиму детского сада. Это касается и режима питания, т.е. четкие часы приема пищи (завтрак, обед и полдник), сервировка, обед состоящий из трех блюд, да и блюда хорошо бы готовить из детского питания, такие же как в саду (суфле, пюре, запеканки, супы, компоты, кисели и пр.).

Во вторую неделю можно попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели – спать. Все дети могут приносить из дома игрушки, которые они могут с собой в постель во время тихого часа.

Третью неделю лучше забирать ребенка вскоре после дневного сна.

Конечно же данный вариант прохождения адаптации примерный, все зависит от того как малыш привыкает к новой остановке.

В детский сад желательно поступать с уже сформированными навыками самообслуживания: дети должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (с помощью взрослых), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т.п. Эти навыки только на первый взгляд кажутся элементарными, а как страдают дети, которых родители не научили простым приемам самообслуживания.

Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям.

Утренние расставания не следует долго затягивать. Обязательно пообнимайтесь, скажите, как вы сильно любите свое чадо и со спокойным сердцем и улыбкой на лице попрощайтесь и уходите (даже если ребенок плачет). Помните, что чем дольше тянется прощание, тем тяжелее расставаться.  Можно придумать свой ритуал расставания и строго следовать ему. НИКОГДА не уходите, не простившись (что называется смыться по-тихому). Это может сильно испугать ребенка (он подумает, что его бросили), в другой раз он вам просто не поверит и процесс адаптации может затянуться. Позвольте малышу взять с собой в садик любимую игрушку или какую-нибудь памятную вещицу (конечно же безопасную), которая будет напоминать о вас и о том, как вы его сильно любите. Не стоит давать малышу с собой конфеты, печенье или другую еду, это перебьет аппетит, да и с точки зрения гигиены, это не самый лучший вариант.

Обязательно успокойте себя сами. Опыт показывает, что внутренне состояние матери мигом передается ребенку и тяжелее адаптируются дети тревожных родителей.

Если что-либо волнует родителей в связи с детским садом, никогда не следует обсуждать это при ребенке, это только кажется, что дети ничего не слышат и не понимают, на самом деле у них всегда «ушки на макушке». Обязательно поделитесь своими опасениями с сотрудниками детского сада. Постоянный добрый контакт с педагогами позволит избежать многих недоразумений и просчетов в воспитании ребенка и его дальнейшем обучении. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям.

Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым. Следует снизить уровень требований, не ругать, не стыдить, не наказывать и ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми. Особенно если ребенок сильно переживает расставание с близкими, ведь он живой человечек и имеет полное право на свои чувства и переживания.

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя. Малыш ложится спать спокойно, у него нет ночных кошмаров или странных страхов, он почти не мочится в постель. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет. Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь. В садике он получит много нового и полезного.

 

Подготовила педагог-психолог я/с «Алтынай» Шиляева Н.А.

 

Если у Вас появились вопросы, можете обратиться к педагогу-психологу детского сада.